gallery/монтессори фото

Как дети учатся?

gallery/mini_baner_y sam_centr_1000x213

Использование Монтессори-материалов в классе основано на уникальных способностях ребенка раннего возраста к восприятию, усвоению информации и обучению. Причина – особый «тип разума ребенка», который доктор Монтессори назвала «впитывающий разум». Именно он позволяет безо всяких усилий, спонтанно воспринимать и усваивать все, что окружает  маленького человека с помощью всех органов чувств. В своих трудах она часто сравнивала молодой ум с губкой - он легко и непринужденно впитывает информацию из окружающей среды. Этот процесс особенно заметен, когда 2-хлетний ребенок учит свой родной язык, без формального обучения и без сознательного, утомительного усилия, которое взрослые должны приложить, чтобы овладеть иностранным языком. Приобретение информации, таким образом, является естественной и восхитительной деятельностью для маленького ребенка, который использует все свои чувства, чтобы исследовать интересное окружение.

Если бы все родители, умиляясь и глядя на своих младенцев, знали, какой уникальный шанс дает природа их детям и что продлится этот уникальный период, увы, очень недолго, наверное, они использовали это время с большей пользой.

Ребенок сохраняет способность «узнавать, поглощая» почти до 7 лет, доктор Монтессори поняла, что его собственный опыт может быть обогащен в среде, где ребенок может работать с материалами, которые вводят основную образовательную базу. Более чем 100-летний опыт доказал теорию о том, что маленький ребенок может научиться читать, писать и считать таким же естественным образом, каким он учится ходить и говорить. В классе Монтессори-материалы предлагают ему сделать это во время собственного интереса – сензитивного периода.

Доктор Монтессори всегда подчеркивала, что рука является главным учителем ребенка. Для того, чтобы учиться, должна присутствовать концентрация, и лучшим способом концентрации является фокусировка своего внимания на задаче, которую он выполняет руками. (Привычка взрослого рисовать каракули является остатком этой практики). Все оборудование в классе Монтессори позволяет ребенку укрепить свои случайные впечатления, пригласив его использовать руку для фактического обучения.

В книге «Впитывающий Разум» Мария Монтессори писала: «Самый важный период жизни не в университетском возрасте, а в период от рождения до 6 лет. Потому, что это то время, когда человеческий разум, его величайшее орудие, формируется. Формируется не только интеллект, формируется полная совокупность психических сил Ребенка. Ни в каком другом возрасте ребенок больше не нуждается в интеллектуальной помощи, и любое препятствие, которое помешает его творчеству, уменьшит шансы достижения совершенства».

Современные психологические исследования, основанные на экспериментальных методах, подтвердили эти теории Монтессори. Проанализировав тысячи таких исследований, доктор Бенджамин С. Блум из Чикагского университета, написал в книге «Стабильность и изменения в человеческой характеристике», «от зачатия до 4 лет, человек развивает 50% своего зрелого интеллекта, в возрасте от 4 до 8 он развивается еще на 30% ... Это предполагает очень быстрый рост интеллекта в раннем возрасте и возможное большое влияние ранней среды на развитие».

Как и Монтессори, доктор Блум считает, «что окружающая среда будет иметь максимальное воздействие на формирование конкретной характерной черты каждого малыша в течение периода, на котором эта черта наиболее быстро развивается». Как наглядный пример: голодная диета не повлияет на рост восемнадцатилетнего, но может серьезно тормозить рост годовалого ребенка. Так как 80% психического развития ребенка происходит до наступления 8 лет, важность благоприятных условий за эти годы вряд ли можно переоценить.