gallery/монтессори фото

Главный урок Монтессори. Работа в среде.

gallery/mini_baner_y sam_centr_1000x213

 

Мария Монтессори – выдающийся педагог и детский психолог. Но начинать, наверное, надо не с этого. В 1896 году М. Монтессори стала первой женщиной в Италии, получившей степень доктора медицины. Наблюдать за детьми она начала еще во время учебы в университете, потом работала с умственно отсталыми детьми. Для того времени это было поистине революционным – лечить душевнобольных было не принято, их просто запирали, изолируя от общества. Но Мария Монтессори делает этот смелый шаг и добивается невероятных результатов – «ее» дети учатся едва ли не быстрее полноценно развивающихся ровесников. Педагог решает посмотреть, чего можно добиться теми же методами от нормальных детей, и в начале ХХ века открывает Монтессори-школу для бедных детей.

Школа стала одновременно и исследовательской лабораторией. Мария Монтессори постоянно экспериментировала с различными пособиями, вникала в каждую деталь, даже в такую пустяковую, казалось бы, как форма мебели. В работе оставалось только то, что приносило наилучшие результаты. И не удивительно, что то, что осталось, выдержало проверку временем и столь же эффективно работает и сейчас.

Монтессори считала, что взрослый должен прежде всего позаботиться о создании развивающей среды, в которой абсолютно все, что окружает ребенка, служит определенной цели. И в этой среде самым главным становится самостоятельность ребенка. Воспитатель создает оптимальные условия для развития малыша, а дальше тот уже сам волен выбирать, что кажется ему наиболее интересным в данный момент. Полная свобода выбора и свобода действий ложится в основу Монтессори-педагогики. В частности, из классов исчезают парты, которые, как считает Монтессори, ограничивают детей. А в целом такая методика дает возможность индивидуального обучения в группе, – в некоторых группах самой Монтессори было около четырех десятков детей. И никто не страдал от отсутствия внимания учителя. Дело в том, что, обладая полной свободой выбора, малыш сам становится собственным учителем. В специально подготовленной среде на занятиях абсолютно все является учебным пособием, ну а программу ребенок уже составляет себе сам. Воспитатель лишь наблюдает за происходящим и презентует материал (но на этом его функции не заканчиваются). Конечно, на таких условиях не последнее значение приобретает умение общаться, контактировать с другими детьми. Малыши в монтессори - группе быстро усваивают правила поведения: не мешать другим, ждать своей очереди на игрушку-пособие, убирать за собой материалы и приводить в порядок рабочее место. Как выглядит это рабочее место в классе без парт? Столик и стул – такие, чтобы ребенок мог  их легко передвигать. Ребенок занимается самостоятельно без помощи взрослого, и коврики на полу.

Сам класс делится на несколько тематических зон. Это условное деление – никаких стен в комнате нет, просто материалы расположены в зонах по видам деятельности. Например, есть зона практической деятельности, где дети учатся сами себя обслуживать. В монтессори-педагогике большое значение придается самостоятельности ребенка. Кроме того, пока ребенок учится застегивать пуговицы и наливать воду в стакан, он развивает моторику, которая пригодится, например, при обучении письму.

Оставшиеся основные четыре зоны:

 -сенсорного развития,

- математическая,

- развития речи и языка,

- и общая, иначе «космическая», в которой ребенок получает информацию о мире в целом и о взаимоотношениях его частей.

В каждой зоне располагаются привлекательные, простые и наглядные монтессори-материалы, которые на практике подтверждают и помогают запоминать рассказы взрослого.

На занятиях по методике Монтессори малыш абсолютно свободен. При этом дети не бегают и не шалят, а прилежно занимаются с самостоятельно выбранными материалами. В классе есть и обычные игрушки, и просто удивительно наблюдать, что дети почти всегда предпочитают им монтессори-материалы.
Секрет в том, что материалы для детей – такие же игрушки, как куклы или машинки. При этом они вызывают у детей естественный интерес, который не становится слабее в каждом новом поколении вот уже более ста лет. Ребенок играет, играет сам, без вмешательства взрослых. И при этом он выполняет обучающую задачу, которая была вложена в материалы на стадии разработки – развивает координацию, совершенствует моторику, учится аккуратности и вниманию, осваивает основы чтения и счета.

Итак, занятия в монтессори-группе направлены на самостоятельную работу детей. Естественно, это не означает, что педагог в группе не нужен. Монтессори-педагогика строится на том, что взрослый не должен мешать ребенку осваивать мир самостоятельно, но это не облегчает работу педагога, а скорей усложняет. И делает ее более интересной.
Как это выглядит на практике? Педагог встречает детей и наблюдает за тем, как каждый малыш в группе выбирает себе материал на сегодняшнее занятие. Он не вмешивается в процесс выбора, но если, допустим, ребенок обращается к какому-то материалу в первый раз, педагог показывает ему как с ним правильно работать. Иногда демонстрация происходит почти без слов, хотя в любом случае взрослый всегда говорит только то, что необходимо, без лишних излияний.


Когда раздается негромкий сигнал начала Круга, дети сами относят материалы на место. Обстановка способствует проявлению естественного стремления ребенка к порядку в окружающем его мире.

Круг обычно длится четверть часа. Очень сложно объяснить, что это такое, если вы сами не присутствовали на занятиях. Можно сказать, что это – групповая беседа с детьми, точнее – самих детей при минимальном вмешательстве педагога. Там обсуждают все – смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивают короткие песенки, обсуждают книги и переживания. Здесь ребенок осваивает основы социализации и учится описывать свои чувства словами.

Неотъемлемой частью работы в группе являются творчество, музыка, изучение языка. И заканчивается занятие специальным ритуалом завершения. Так группа выглядит для внешнего наблюдателя, например, для присутствующих на занятии родителей.

Но внутреннюю сторону педагогики Монтессори, ее уникальность, одновременную сложность и простоту, способен увидеть только специально обученный монтессори-педагог. Его работа не сводится к монотонной передаче одних и тех же знаний из года в год. Монтессори-педагог – это прежде всего исследователь, для которого каждый новый ребенок в группе становится великим открытием. С одной стороны, он должен внимательно следить за каждым подопечным, вовремя замечать наступление сензитивных периодов, оценивать уровень готовности ребенка к следующему этапу обучения. С другой – монтессори-педагог старается как можно меньше вмешиваться в происходящее и контролирует действия ребенка извне. Девиз монтессори-педагогики – «помоги мне сделать это самому».

В целом методика Марии Монтессори уже более века неизменно подтверждает свою эффективность. Главный урок, который дает и взрослым, и детям великий педагог – это свобода, самостоятельность и независимость личности. И хотя ее методика создана, прежде всего, для работы в группе с педагогом, очень многие ее элементы можно воплотить дома.

 А самое главное, попробуйте увидеть своего ребенка так, как учит Мария Монтессори – как уникальное, талантливое и удивительное существо, которое имеет полное право быть самим собой под ненавязчивым присмотром любящих его родителей.